Предложения по итогам Международного форума по безопасности и охране труда 2018

Международный Форум по безопасности и охране труда (далее Форум) состоялся в рамках XXII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда-2018» (далее Выставка).

Организатор: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Общероссийская общественная объединение «Всероссийское объединение специалистов по охране труда», Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты.

Форум стал традиционной дискуссионной площадкой страны, где обсуждаются тенденции и перспективы развития деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих и крупнейшим мероприятием 2018 года, проведенным с целью повышения эффективности взаимодействия власти и институтов гражданского общества, развития общественного контроля в сфере безопасности и охраны труда в соответствии с Федеральным законом № 212 от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В мероприятиях Форума приняли участие более 1000 представителей из всех субъектов Российской Федерации: работодатели, руководители служб и специалисты по охране труда и промышленной безопасности, представители Правительства России, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Министерства здравоохранения России, Пенсионного Фонда России, Фонда социального страхования РФ, Общественной палаты России, Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), Международной организации труда (МОТ), Республик Сербии, Казахстана, Белоруссии и других стран СНГ, Органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, отраслевых профсоюзов и их объединений, СРО « Ассоциация СИЗ», организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, Фонда «Сколково», НАРКа, Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда и социальной защиты населения, научных и учебных учреждений, руководители и члены региональных отделений Всероссийского объединения специалистов по охране труда (ВОАСОТ), Межрегиональной общественной организации специалистов по охране труда (АСОТ), ветераны безопасности и охраны труда России и других организаций.

В рамках Форума проведено более 60 мероприятий, в том числе:

-       Международный Конгресс организаций и специалистов по безопасности и охране труда на тему: «Превентивные меры по снижению профессиональных рисков, как фактор повышения производительности труда»;

-       Всероссийский съезд организаций и специалистов сферы охраны труда на тему: «Баланс интересов работодателей, профсоюзов и Правительства России в сфере охраны труда»;

-       Конференция Фонда социального страхования на тему: «Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет применения инновационных СИЗ в рамках реализации программы «Vision Zero»;

-       Общественное обсуждение, организованное совместно с Председателем Комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов на тему: «Работающие инвалиды: условия и охрана труда в современных аспектах»

-       Собрание членов Союза ветеранов безопасности и охраны труда России.

-       практические конференции, семинары, круглые столы, экспресс-встречи.

Принимаемые Правительством РФ и Минтрудом России меры совместно с работодателями и профсоюзами и их объединениями с участием профессионального сообщества в сфере безопасности и охраны труда способствуют снижению производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. По официальным данным в 2017 году произошло 37 тысяч несчастных случаев на производстве, 1700- со смертельным исходом, что значительно ниже показателей 2016 года. С начала текущего года также сохраняется тенденция снижения производственного травматизма.

Участники Форума отмечают, что при снижении производственного травматизма не удается добиться значительного снижения количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, отмечается рост количества случаев естественной смерти при исполнении работником трудовых обязанностей. Имеет место сокрытие работодателями несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

До настоящего времени не определена Стратегия (Концепция) государственной политики в области безопасности и охраны труда в стране.

Имеются существенные недостатки в качестве работы организаций оказывающих услуги в сфере охраны труда, в том числе при проведении специальной оценки условий труда в следствие низкого уровня контроля качества услуг в сфере охраны труда. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда носит уведомительный характер, а порядок аккредитации Минтрудом России не позволяет проверить достоверность информации, указываемой в заявке на аккредитацию.

 

С целью более эффективной реализации государственной политики в сфере безопасности и охраны труда по результатам мероприятий Форума были выработаны предложения:

Рекомендовать Правительству России, Минтруду России, органам по труду субъектов Российской Федерации:

  1. В 2019 году рассмотреть вопрос о разработке Стратегии (Концепции) государственной политики в области безопасности и охраны труда.
  2. Подготовить и принять самостоятельную Государственную программу по безопасности и охране труда на 2021-2025 годы.
  3. При реализации одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации «Производительность труда» и приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» стимулировать внедрение превентивных мер по снижению профессиональных рисков, как ключевого фактора, влияющего на повышение производительности труда.
  4. Проводить работу по отмене устаревших и тормозящих развитие промышленности норм в сфере охраны труда и работу по актуализации действующих норм в сфере охраны труда.
  5. Совместно с Росстатом, ФСС России и Рострудом разработать единую систему показателей травматизма и профзаболеваний для приведения данных статистики к единым показателям.
  6. Совместно с Национальным агентством развития квалификаций составить списки профессиональных стандартов, где трудовая деятельность инвалидов различных категорий наиболее производительна и экономически эффективна для подготовки рекомендаций для объединений работодателей и объединений инвалидов по вопросам эффективного использования труда работников с ограниченными возможностями. Включить данное предложение в приоритетную программу «Повышение производительности труда и поддержки занятости».
  7. Предусмотреть в процедурах независимой оценки квалификаций возможность проводить оценку квалификации работников с ограниченными возможностями с учетом особенностей организации рабочих мест для инвалидов.
  8. Для мотивации работодателей повышать квалификацию работников и безопасность труда включить в перечень предупредительных мероприятий, финансируемых за счет средств ФСС, проведение независимой оценки квалификации. С этой целью:
  • во всех профессиональных стандартах предусмотреть сквозные требования к знаниям и умениям безопасных навыков и приемов выполнения работы;
  • при проведении независимой оценки квалификации оценивать знание требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работы и умений их применять;
  • при проведении независимой оценки квалификации для оценки навыков и умений безопасного труда включать в экспертную комиссию специалиста по охране труда или эксперта с опытом работы в сфере охраны труда.
  1. Для развития национальной системы квалификации, направленной на повышение производительности и безопасности труда, внести изменения в нормативные акты о госзакупках, предусматривающие возможность оценивать квалификацию кадрового состава участника закупок не только на основании дипломов об образовании, но и по результатам независимой оценки квалификации работника.
  2. В целях развития системы сертификации на соответствие требованиям охраны труда в законодательстве о государственных закупках внести изменения, в которых установить требования к участникам государственных закупок проводить сертификацию на соответствие стандартам в сфере охраны труда, включающих систему оценки и снижения профессиональных рисков. (В соответствии со ст. 215 ТК РФ технологические процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия требованиям охраны труда). Таким образом, государственные заказы будут выполнять исполнители, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда и имеющие соответствующее подтверждение, что, в конечном счете, приведет к снижению профессиональных рисков и травматизма при исполнении государственных контрактов. Данное предложение соответствует целям и задачам приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и ст. 215 ТК РФ.

 

Рекомендовать профессиональному сообществу, членам общественных объединений и иных неправительственных организаций, специалистам по охране труда:

  1. Продолжить совместную работу с Правительством России, Минтрудом России, Рострудом, Фондом социального страхования, Национальным агентством развития квалификаций по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда, направленного на сохранение жизни и здоровья работающих, в том числе принимать участие в общественных обсуждениях.
  2. Вести активную пропаганду соблюдения требований законодательства в сфере охране труда, работу по повышению роли и авторитета специалистов по охране труда, с этой целью повторно обратиться в Минтруд России и Правительство России о решении вопроса об учреждении профессионального праздника «День специалиста по охране труда». Предложение профессионального сообщества об учреждении профессионального праздника было одобрено на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 13.02.2018 года.
  3. Активно участвовать в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов власти в сфере охраны труда во всех его формах: общественный мониторинг, общественная проверка, общественное обсуждение и слушание.

 

Итоговый документ Форума направить в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Роструд, ФСС России, органы по труду субъектов Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации.

 

Рекомендации, изложенные в Итоговом документе Форума, будут содействовать укреплению делового сотрудничества и взаимодействия органов власти и профессионального сообщества в решении главной задачи по сохранению жизни и здоровья работающих.