Итоговый документ Международного форума по безопасности и охране труда 2017

Международный Форум по безопасности и охране труда (далее Форум) состоялся в рамках XXI Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда-2017» (далее Выставка).

Организаторы: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Общероссийская общественная объединение «Всероссийское объединение специалистов по охране труда», Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты.

Форум - это глобальная дискуссионная площадка, посвященная новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих. Форум стал крупнейшим мероприятием 2017 года, проведенным с целью повышения эффективности взаимодействия власти и институтов гражданского общества, дальнейшего развития общественного контроля в сфере охраны труда в соответствии с Федеральным законом №.212 от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Впервые в практике проведения выставку посетил Председатель Правительства РФ Медведев Д.А., он ознакомился с её экспозицией и провёл совещание о работе по снижению производственного травматизма с участием членов Правительства, руководителей ряда министерств, РСПП и ФНПР, представителей профессионального сообщества.

В мероприятиях Форума приняли участие более 1000 представителей из 85 субъектов Российской Федерации, в том числе работодатели, руководители служб и специалисты по охране труда и промышленной безопасности, представители Минтруда России, Роструда, Пенсионного Фонда России, Фонда социального страхования РФ, Общественной палаты России, Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), Международной организации труда (МОТ), органов исполнительной власти  субъектов РФ и муниципальных образований, отраслевых профсоюзов и их объединений, организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, научных и учебных учреждений, руководители и члены региональных отделений Всероссийского объединения специалистов по охране труда, Межрегиональной общественной организации специалистов по охране труда (АСОТ), СРО «Ассоциация СИЗ» и других организаций, ветераны безопасности и охраны труда России.

В рамках Форума было проведено более 50 мероприятий, в том числе:

-  Совещание Правительства РФ о работе по снижению производственного травматизма;

-  Международный Конгресс организаций и специалистов по безопасности и охране труда;

-  Всероссийский съезд организаций и специалистов сферы охраны труда;

-  Конференция по риск-ориентированному подходу в надзорной деятельности;

-  Всероссийское совещание с руководителями органов по труду субъектов РФ,

-  Открытое заседание Рабочей группы по проведению Всероссийского общественного мониторинга в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда;

-  Собрание ветеранов безопасности и охраны труда России.

-  Круглые столы с участием: ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Газпром» и других крупнейших работодателей России;

На мероприятиях Форума были рассмотрены вопросы:

-  О государственной политике в сфере охраны труда;

-  Риск-ориентированный подход в системе управления охраной труда и в надзорной деятельности,

-  Изменения в законодательстве по охране труда,

-  Контроль качества услуг в сфере охраны труда,

-  Роль общественных объединений и других некоммерческих организаций в сфере охраны труда  в реализации государственной политики в области охраны труда;

-  Итоги Всероссийского общественного мониторинга в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда;

-  Оценка профессиональных рисков  работников на рабочих местах при проведении специальной оценки условий труда и в системе управления охраной труда;

-  О перспективе перехода к системе саморегулирования в сфере охраны труда;

-  Задачи организаций, оказывающих услуги в области охраны труда в связи с внесением изменений в трудовое законодательство, законодательство по специальной оценке условий труда;

-  Обмен опытом построения системы охраны труда с учетом риск-ориентированной модели и корпоративного обучения безопасным методам и приемам выполнения работ.

На Форуме было отмечено, что Общественный мониторинг, проводимый Всероссийским объединением специалистов по охране труда последние три года, показывает, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится определённая работа по совершенствованию законодательства об охране труда, государственного управления охраной труда и государственного надзора и контроля за соблюдением государственных требований охраны труда:

-  проводятся мониторинг состояния условий и охраны труда в стране, мониторинг реализации специальной оценки условий труда;

-  ведется работа по актуализации действующих правил по охране труда, разработке и изданию новых правил, а также типовых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ;

-  принято типовое положение о территориальных целевых программах по улучшению условий и охраны труда;

-    Рострудом разработан и внедрен интернет-сервис «Электронный инспектор», позволяющий работникам проверить свои условия труда на соответствие действующим требованиям, а работодателям самостоятельно провести предварительную проверку состояния дел предприятия (организации)  в сфере трудовых отношений, выявить существующие нарушения и получить рекомендации по их устранению до проведения фактической проверки федеральной (или государственным инспектором труда) инспекции труда;

-    ежегодно в апреле проводятся мероприятия, посвященные Всемирному Дню охраны труда, главным из которых является Неделя охраны труда в г. Сочи;

-    проводится разъяснительная и пропагандистская работа по принимаемым Правительством РФ и Минтрудом России мерам по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда, пропаганды лучших практик организации работ в области охраны труда, повышения уровня культуры и безопасности труда и формирования здорового образа жизни работающих.

Принимаемые Минтрудом России меры совместно с работодателями и профсоюзами и их объединениями  с участием профессионального сообщества в сфере охраны труда способствуют снижению производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.

Вместе с тем, участники Форума выражают озабоченность тем, что при снижении производственного травматизма, не удается добиться значительного снижения количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Не в полном объёме выполняются мероприятия Минтруда России по реализации Концепции демографической политики до 2025 года.

 В очередной раз профессиональная общественность выражает обеспокоенность, что при значительном снижении производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, происходит рост количества случаев естественной смерти при исполнении работником трудовых обязанностей, при этом подавляющее число из них не признаются связанными с производством. Имеет место сокрытие работодателями несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом. Значительный процент произошедших несчастных случаев приходится на подрядные организации.

До настоящего времени не определена Стратегия (концепция) государственной политики в области безопасности и охраны труда в стране, не разработана и не утверждена Государственная программа улучшения условий и охраны труда, неоправданно затягивается работа по разработке и принятию закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты и в ТКРФ по вопросам охраны труда.

Имеются существенные недостатки в работе организаций по качеству оказания услуг в сфере охраны труда, особенно при проведении СОУТ. Участники Форума обратили внимание на низкий уровень контроля качества услуг в сфере охраны труда. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда носит уведомительный характер, а порядок аккредитации Минтрудом не позволяет проверить достоверность информации, указываемой в заявке на аккредитацию.

Участники Форума поддерживают выводы и меры по снижению производственного травматизма, по совершенствованию государственной политики, намеченные на совещании Правительства РФ 12 декабря 2017 года (стенограмма прилагается).

С целью более эффективной реализации этих мер и других направлений государственной политики  в сфере безопасности и  охраны труда участники Форума считают необходимым:

 

Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложениями:

-  при разработке мер по реализации одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации на период до 2025 года «Производительность труда» учитывать аспекты безопасности и охраны труда;

-  рассмотреть вопрос об объявлении Правительством России 2019 года «Годом безопасности и охраны труда», это будет подтверждением приверженности к сохранению жизни и здоровья работников; (в 2019г. исполняется 100 лет международной организации труда которая также пропагандирует в России принципы МОТ )

-  с целью повышения авторитета и значимости профессий в сфере охраны труда рассмотреть вопрос об учреждении почётного звания Российской Федерации «Заслуженный специалист охраны труда» и рассмотреть вопрос об учреждении профессионального праздника «День специалистов по охране труда»;

-  развивать внедрение интегрированных систем менеджмента качества, включающих OHSAS 18001 «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования.".

 

Рекомендовать Минтруду России:

-  с учётом решений Совещания Правительства от 12.12.17 года и предложений участников Форума принять меры по ускорению разработки и принятию в 2018 году Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».

-  продолжить совершенствование законодательства в целях повышения качества услуг в сфере охраны труда, что позволит снизить количество несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

-  Для повышения качества услуг в сфере охраны труда внести изменения и дополнения в законодательство, связанные с развитием системы саморегулирования в сфере охраны труда для повышения качества услуг в сфере охраны труда, принятием мер по стимулированию добровольного саморегулирования в сфере охраны труда;

-  в целях пресечения повторной подачи недобросовестными организациями заявлений на включение в Реестр организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, при исключении из Реестра Минтруда России на основании нарушений законодательства установить срок, в течение которого юридическое лицо не имеет права подать повторное заявление на внесение в Реестр.

-  совместно с Росстатом, ФСС и Рострудом разработать единую систему показателей травматизма и профзаболеваний для приведения данных статистики к единым показателям, обратив особое внимание на несчастные случаи при  ДТП и других аварий на транспорте, когда комиссию возглавляет работодатель, на естественную смерть на работе, сокрытых, по пути на работу и с работы, в командировке, на работе вахтовым способом

-  совместно с социальными партнёрами, с общественными объединениями и  специалистами-практиками профессионального сообщества в 2018 году провести всесторонний анализ реализации государственной политики в области охраны труда, действующего законодательства об охране труда и  системы государственного управления охраной труда в стране, соответствия их нормам Конвенций и Рекомендаций МОТ, ратифицированных РФ в последние годы;

-  определиться со Стратегией (Концепцией) государственной политики в области безопасности и охраны труда. За основу принять модель нулевого травматизма с тяжёлым и смертельным исходом и риск-ориентированный подход в управлении охраной труда и в контрольно-надзорной деятельности

-  в соответствии с международным и трудовым законодательством России разработать и утвердить  самостоятельную Государственную программу по безопасности и охраны труда в стране, повысить качество аналогичных региональных и ведомственных программ.

-  с учётом новой Стратегии государственной политики, направленной на профилактику производственного травматизма и профзаболеаваемости, внести изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусматривающие увеличение объема средств до 30% (вместо существующих 20%) на финансовое обеспечение предупредительных мер, возврат к финансированию обучения отдельных категорий застрахованных, НИР по охране труда, проведения специальной оценки условий труда с учётом опыта пилотного проекта по финансированию проведения аттестации рабочих мест в бюджетной сфере, новую норму о финансировании оценки квалификации специалистов в сфере охраны труда и совершенствование системы скидок и надбавок к тарифам Фонда социального страхования РФ;

-  с целью снижения административного давления на бизнес внести изменения в отдельные статьи КоАП РФ по приведению в соответствие размеров штрафов за нарушение требований охраны труда соразмерно затратам на выполнение требований законодательства об охране труда.

-  для обеспечения более эффективной координации и согласованных действий министерств и ведомств в вопросах безопасности труда, условий и охраны труда образовать Правительственный совет или Межведомственную комиссию по этим вопросам. Включить в соответствующие статьи ТК РФ норму о создании МВК или Координационных советов при органах исполнительной власти всех уровней.

-  в связи с принятой  Концепцией совершенствования деятельности Федеральной инспекции труда и переходом на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности Форум предлагает  Роструду и Минтруду России привлекать к проведению проверок в организациях специалистов по охране труда, представителей  общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Рассмотреть вопрос о создании внештатной инспекции труда;

 

Рекомендовать органам по труду субъектов РФ:

-  способствовать региональным отделениям Всероссийского объединения специалистов по охране труда в осуществлении их деятельности, в том числе по реализации ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» №212 от 21.07.14г., который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти.

-  рассмотреть вопрос о создании фондов охраны труда в субъектах РФ и муниципальных образованиях для дополнительного финансирования  региональных Программ по охране труда и проведения мероприятий по охране труда.

 

Рекомендовать профессиональному сообществу, членам общественных объединений и иных неправительственных организаций:

-  активнее принимать участие в осуществлении общественного контроля в сфере охраны труда во всех его формах: общественный мониторинг, общественная проверка, общественное обсуждение и слушание; принимать участие в разработке проектов законодательных и нормативных правовых актов.

Участники Форума отмечают положительную работу Рабочей группы по проведению Всероссийского общественного мониторинга в социально-трудовой сфере и охраны труда в выработке механизма реализации ФЗ №212 «Об основах общественного контроля в РФ» в одном из главных и основных направлениях деятельности органов власти, в совершенствовании государственной системы управления охраной труда и действующего законодательства об охране труда и обращаются к руководству Общественной Палаты РФ, председателю Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов продолжить деятельность Рабочей группы в новом составе Общественной палаты.

 

Итоговый документ Форума направить в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Роструд, ФСС России, органы по труду субъектов Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации.

 

Участники Форума выражают общую уверенность, что рекомендации, изложенные в Итоговом документе Форума, будут содействовать укреплению делового сотрудничества и взаимодействия органов  власти и профессионального сообщества в решении главной задачи по  сохранению  жизни и здоровья работающих.